1. Иосиф Виссарионович Сталин.
Организатор и вдохновитель заговора против нечисти, каким до некоторой степени все-таки является «Священная война». Имеется в виду заговор как речевой жанр, а не как тайный сговор. Вообще, его слова входят не в одну массовую песню. Может быть, так получилось потому, что в юности он писал стихи. Оппоненты не желают признавать за ним дар слова, но, тем не менее, даже его речевые штампы с легкостью превращались в слова песен. Говорят, что это и есть "культ личности". ("Отношение народа к Сталину — это уже песня", — писал Юрий Олеша).
Зашифрован в первом куплете «Священной войны» и в припеве:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!
«Великий Вождь Страны Советов, Победитель Врагов Иосиф Сталин» (но это мое личное мнение, смотрите для сравнения финал речи Молотова от 22 июня 1941 года).
2. Анна Александровна Караваева.
Родилась в семье служащего. По окончании гимназии два года учительствовала в сельской школе. Потом поступила на Бестужевские курсы — историко-филологический факультет. Приняли ее туда вне конкурса, потому что гимназию она окончила с золотой медалью. В 1931-38 годах была главным редактором журнала «Молодая гвардия».
В «Священной войне» является одним из авторов эпитета «благородный» (кстати, это вообще один из ее любимых эпитетов). Также в ее статьях встречаются «величественные массивы колхозных полей» и «жадные орды», а также утверждается, что «благороднейшие идеалы — у нас», «свет, разум — у нас», и еще — «священная ненависть», повторенная, правда, за Мехлисом.
Соответствующие места из «Священной войны» приводить не буду, потому что придется процитировать полпесни.
3. Абольгасем Ахмедзаде Лахути́.
Иранский поэт. Революционер. Один из создателей таджикской советской поэзии. Автор текста гимна Таджикской ССР (написан в конце Великой Отечественной войны).
В копилку «Священной войны» внес аллегорию «СССР — благородный лев», а также эпитет «львино-благородный» применительно к русскому народу, и использовал словосочетание «вражеская орда» до декабря 1937 года, что в нашем случае существенно. Прекрасно понимал, что правительство СССР — правительство мира и победы. Кроме того, в неявном виде дал образ «крыльев черных»: «Полночный филин звал в наш сад весенний / Стервятников и сов проклятый род». Советский Союз в том же стихотворении он уподобляет светочу, который озаряет землю. Таким образом, он солидарен с Кумачом в основной идее «Священной войны»: эта война — противоборство фашистской тьмы и советского света.
4. Иван Ульянович Кириленко.
Украинский советский писатель. Родился в семье рабочего в 1902 году. Воевал в гражданскую. Умер в 1939-м.
Предвосхитил строки Кумача о благородной ярости, которая «вскипает, как волна». Но он использовал другие, хотя и похожие эпитеты и сравнения: благородное негодование сердец и морской прибой голосов.
5. Юрий Карлович Олеша.
Происхождение — из обедневшей дворянской семьи. Родился в Елисаветграде, юность провел в Одессе, жил и работал в Москве. В середине 30-х годов перестал публиковать какие-либо крупные произведения, но его имя довольно часто встречается на страницах газет. Тематика его статей разнообразна. В частности, он много пишет о фашизме и фашистской идеологии, пытаясь понять, что же это за новые существа — фашисты — люди-нелюди, «люди-маузеры», как он их называет.
«Священной войне» подарил (вместе со многими другими писателями) эпитет «благородный». Почти дословно предвосхитил строку «Насильникам, грабителям, мучителям людей», написав о фашистах: «насильники, убийцы детей, терзатели пленных». Разделял общее для всех советских людей мнение, что противостояние коммунизма и фашизма — это противостояние света и тьмы.
6. Джек (Яков Моисеевич) Алтаузен.
Родился в 1907 году на одном из Ленских приисков, где его отец был старателем. Одиннадцати лет ушел из семьи. Жил в Харбине, Шанхае, работал на кожевенном заводе в Иркутске. В Иркутске в 1922 году были опубликованы и его первые стихи. В первые дни Великой Отечественной войны вступил в Красную Армию. Продолжал писать на фронте. Погиб в мае 1942 года в бою под Харьковом.
Один из авторов образа «крылья черные». Только в его стихотворении этот образ обрел несколько иную форму: «крылья злодейств, измен».
7. Виктор Михайлович Гусев.
Родился в 1909 году. Учился в театральном училище, на Высших литературных курсах, затем в Московском университете. Поэт, драматург. Умер в 1944 году, в Москве.
В его стихах встречаются: «Благородная кровь красноармейца»; «Волна народного гнева».
8. Константин Александрович Федин.
Отец его — сын крепостного, ставший владельцем писчебумажного магазина. Мать — из дворян. С октября 1941 по январь 1943 года — в эвакуации в г. Чистополь. В качестве специального корреспондента «Известий» в 1946 году присутствовал на Нюрнбергском процессе.
Для него социализм — благородная форма жизни. Фашисты и их пособники — гниль и нежить.
Именно в его статье встречается метафора «железного кольца обороны», которым обносят народы Советского Союза свои границы. У Кумача этот образ несколько видоизменен: «Сожмем железным обручем», — так пишет Василий Иванович в черновике «Священной войны». Но в окончательный вариант песни эта строка не вошла.
Вариация на тему железного кольца обороны, схожая с кумачовской трактовкой, есть еще у одного поэта, только эпитет «железный» заменяется другим:
Клубок змеиный, клубок кровавый,
Разматывайся до конца.
Пусть стонет враг в кольце облавы,
И маски валятся с лица.
«Свершился грозный приговор». М. Голодный, «Литературная газета» от 15 июня 1937 года.
(9. Михаил Голодный. С 12 лет работал на гребеночной фабрике. В 17 лет опубликовал первые стихи. Пожалуй, самое известное его произведение — «Песня о Щорсе», музыку к которой написал М. Блантер. Умер в 1949 году, ровно за месяц до Кумача, в возрасте 46 лет.)
На мой взгляд, метафора «железного кольца» должна показать скептикам, что черновик Кумача не является выдумкой и, тем более, фальсификацией.
10. Александр Ильич Безыменский.
Юность его — революция и гражданская война. Автор русского текста одной из любимейших песен комсомола: «Молодая гвардия». Несмотря на то, что принимал очень активное участие в газетных кампаниях по поводу приговоров врагам народа, 9 августа 1937 года был исключен из партии как не разоружившийся троцкист. Потом он добился восстановления, справедливость восторжествовала, но это стоило ему огромных усилий.
Троцкистская орда, кипит священный гнев, фашистская орда, отвратное отродье — его вклад в образный строй «Священной войны».
11. Владимир Александрович Луговской.
Родился в семье учителя гимназии. Талантливый поэт. Задушевный лирик. В 1937-38 году напишет текст кантаты «Вставайте, люди русские» — предвестницы «Священной войны». Знатоки утверждают, что идею и слова этой песни ему подсказал режиссер фильма «Александр Невский» Сергей Михайлович Эйзенштейн. Но подсказать — еще не значит написать.
В одной из своих статей 1937 года дал открытую декларацию сакральных понятий, святынь советского общества:
Родина, революция, партия, народ, земля наша, политая кровью героев и мучеников революции.
Поэтому в его статье очень естественно эпитет «благородный» применяется к Ленину и Сталину — это тоже святые имена.
12. Леонид Максимович Леонов.
Родился в Москве. Воспитывался в религиозно-патриархальной семье деда. В 1920-м служил в Красной Армии, работал во фронтовых газетах.
Ярость — так он характеризует реакцию обычного советского человека на заговор фашистских ставленников. А сами они вызывают в нем гадливость как представители тьмы, террариума.
13. Константин Яковлевич Финн — родился в 1904-м; участник гражданской войны; учился на Высших литературных курсах, печатался с 1926 года; в 1941-45 гг. был военным корреспондентом «Известий».
Рувим Исаевич Фраерман — родился в бедной еврейской семье. Учился в Харьковском технологическом институте. В гражданскую был на Дальнем Востоке, там примкнул к партизанскому отряду. В 1941 году вступил в народное ополчение, участвовал в боях, работал в армейской газете.
Борис Андреевич Лавренев — родился в семье педагога-словесника. В 1915-м окончил юридический факультет Московского университета. Участник 1-й мировой и гражданской войн.
Черный мир фашизма. Страшный мрак, из которого пришли к нам слуги фашизма. Темное царство, в котором Гитлер выращивает новое племя мучителей. Черное рабство фашизма.
Без комментариев.
14. Михаил Васильевич Исаковский.
Родился в бедной крестьянской семье. Поэтические способности проявил в детстве. Мог остаться без образования, во-первых, по бедности, а во-вторых, потому что обладал плохим зрением, и эта болезнь прогрессировала. Но благодаря помощи чутких и «влюбленных в народ» людей был принят в частную гимназию в Воронеже (в казенную гимназию крестьянскому сыну поступить было труднее) и даже получал стипендию. Учился хорошо. В 1917-м году из гимназии, из 6-го класса, ему пришлось уйти. Во время Великой Отечественной войны написал много лирических и патриотических песен.
В его стихах, написанных под впечатлением от суда над троцкистами, тоже нашла отражение идея противостояния света и тьмы, солнца и мерзости, т.е. нашей родины и черных дел предателей — слуг фашизма.
15. Перец Маркиш и Якуб Колос.
Перец Давидович Маркиш — работал с 8-ми лет. Печататься начал в 1917-м. Арестован в январе 1949-го, как сказано в Википедии: в связи с тем, что был одним из руководителей Еврейского антифашистского комитета. Расстрелян 12 августа 1952 года, в СССР. Подробностей его дела я не нашла.
Якуб Колас — народный поэт БССР (с 1926). Родился в семье лесника. Окончил народную школу, затем учительскую семинарию, работал учителем на Пинщине. Участвовал в революции 1905 года.
Всё то же противостояние света и тьмы. У Маркиша, кроме того, «народный гнев святой».
16. Коллективный автор — редакция газеты «Правда».
В редакционной статье 13 июня 1937 года «Правда» пишет: «Царство помещиков и капиталистов».
Следующий абзац: «подлое черное дело» (изменников и предателей, стремившихся реставрировать это самое царство). «Фашистское отродье». «Святыня – Красная Армия».
17. Работники фабрики «Парижская Коммуна».
В резолюции их митинга сказано: «Никогда мы не позволим грязному фашистскому сапогу вступить на священную землю нашей родины». В стихах Кумача то же настроение выражено другими словами: «Не смеют крылья черные над Родиной летать, поля ее просторные не смеет враг топтать!»
18. Сурвано Рамон, Хозе Алкала Замора, Хозе Руис Боран, Рафаэль Лакамбра, Винсенте Эрнандес, Пласидо Картерро, М. Томале.
Это испанские товарищи, бойцы республиканской армии, одними из первых вступившие в схватку с фашизмом. 1 мая 1937 года возле трибуны мавзолея на Красной площади, по окончании праздничной демонстрации, они повстречались со Сталиным. Обменялись с ним рукопожатиями и обняли его.
Они прекрасно понимали и разделяли советские духовные ценности. Поэтому без колебаний и сомнений называют Сталина благородным человеком.
Их вклад в «Священную войну» — их борьба с фашизмом и братская солидарность с советским народом.
19. К. Е. Ворошилов, А. Я. Вышинский, а также по меньшей мере 100 миллионов советских граждан, поставивших свои подписи под резолюциями антифашистских в своей основе митингов 1937-1941 годов.
20. Василий Иванович Лебедев-Кумач.
Родился в семье мелкого кустаря, сапожника. Из-за нехватки денег с трудом попал в гимназию. Учился хорошо. Увлекался древними языками. Зарабатывал на учебу репетиторством. В детстве не любил отцовских заказчиков. Всю жизнь терпеть не мог чванливых людей и всякого рода чиновников, как до- , так и послереволюционных. Одним из его человеческих и художнических идеалов был Чехов. В высшей степени был наделен даром жизнерадостности и способностью оптимизировать настроение окружающих. Лирик от природы, он умел оставаться лириком и в том очень специфическом жанре, которому отдал большую часть своей жизни — жанре стихотворной агитации и пропаганды.
22 июня 1941 года, когда заклятый враг пришел на землю его милой родины, поэт сделал завершающее и при этом колоссальное творческое усилие и свел в один небольшой стихотворный текст мысли и чувства целого народа, в разных вариантах уже неоднократно выраженные многими людьми. И получил моментальный стереоскопический снимок души советского народа — песню «Священная война». Душа оказалась сильной и бессмертной, в этом легко может убедиться каждый, кто включит аудиозапись. И эта душа становится частью слушателя на то короткое время, пока звучит песня.
Ее автор
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ.
4. Заключение.
"Священная война" — песня, уникальная во многих отношениях.
У нее действительно два автора: соавтором Василия Лебедева-Кумача стал весь советский народ. И в отсутствие хотя бы одного из соавторов песня вряд ли состоялась бы.
Василий Лебедев-Кумач написал песню за несколько часов, потратив их, вероятно, на то, чтобы отбросить массу лишних слов, а не придумать какие-то особые слова. Но путь к этим нескольким часам занял у соавторов несколько лет.
И, наконец, "Священная война" обладает уникальной силой воздействия на слушателя. Эта сила оказалась настолько явной и неустранимой, что ненавистники всего живого, как только им представилась возможность, спешно предприняли попытку — выбить из рук народа эту песню, песню-оружие. Да, может быть, и выбили?
По большому счету, "Священная война" теперь под спудом. Как меч-кладенец.
К счастью для народа, его враги не могут воспользоваться этим оружием. Меч-кладенец знает сам, кто имеет на него право. Чужим в руки он не дается.
|